Беспредельно ненасыщен

№5-7 в 2012г.

По мнению экспертов, у рынка лизинга на Юге России достаточно высокий нереализованный потенциал

автор Мария Гулевская

Еще 5 лет назад юг России называли «лизинговым аутсайдером»: регион создавал в среднем 3-4% нового бизнеса страны и стабильно оказывался на последних местах среди российских субъектов. О том, что ситуация стала меняться к лучшему, впервые заговорили после кризиса 2008-го. «Проблемный» Юг пережил его хоть и с потерями, но гораздо меньшими, чем соседи. По итогам прошлого года и первого полугодия текущего рынок лизинга ЮФО и СКФО демонстрирует значительный подъём. И тем не менее всё ещё беспредельно далёк от насыщения.

 

Перспективы роста

Данные профессиональных рейтинговых агентств свидетельствуют: в 2010-2011 годах и первой половине 2012-го существенно увеличить объёмы продаж смогли практически все игроки южного лизингового рынка. 2011 год и вовсе называют одним из самых удачных в истории. Даже на территории СКФО, где доля лизинга в общем объёме совокупных вложений по-прежнему невелика, проявились значительные тенденции к росту — по разным данным, от 30% до 45%. В целом инвестиции в основной капитал региона через лизинг опережают по темпам роста банковские инвестиции, и, как ожидают эксперты, в ближайшие годы эта тенденция будет сохраняться.

Что касается СКФО, свою роль в развитии лизинга сыграла существенная государственная поддержка. К примеру, в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии были приняты соответствующие постановления, позволившие многим предпринимателям по-новому взглянуть на возможности этого финансового инструмента.

В субъектах ЮФО, где экономика более активна, ключевую роль сыграли рыночные факторы. Лидеры рынка лизинга — Ростов, Краснодар и Новороссийск демонстрировали весь год такие объёмы жилищного строительства, потенциал сельского хозяйства и рекреации, что вопрос о необходимости лизинга отпал сам собой. В Краснодарском крае развитие лизинга оказалось напрямую связано и с грядущими Олимпийскими играми: по данным агентства «Кубань-Финанс», к лизингу в 2011 — начале 2012 года прибегали до 80% предприятий, причастных к «стройке века».

Кому и сколько

С начала 2011 года и по сей день многие лизинговые компании фиксировали увеличение объёмов сделок, причём практически во всех сферах. Так, в филиалах ГК «Балтийский лизинг» на юге России отмечают серьёзные темпы роста: результаты работы филиала компании только в Ростове-на-Дону в 2011 году превысили итоги 2010 года в 3 раза. Объёмы нового бизнеса ООО «РЕСО-Лизинг» по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам в 2011 году превысили 1,7 млрд руб. Выросли объёмы и в компании «Экстролизинг», а для «CARCADE Лизинг» объёмы нового бизнеса только в ЮФО составили более 1,59 млрд руб. Увеличила темпы развития и Муниципальная инвестиционная компания (МИК), активно участвующая в муниципальных и краевых программах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

Отвечая тенденциям рынка, целый ряд лизинговых компаний, работающих на юге России и Северном Кавказе, за последние 2 года сделали шаг и в сторону универсальности. Яркий пример — лизинговая компания «УРАЛСИБ», расширившая линейку услуг до продуктов по лизингу недвижимости. Демонстрируют рост объёмов и специализированные компании: текущий портфель «гиганта специализации» — «Росагролизинга» по ЮФО и СКФО только за первую половину 2011 года составил 14,5 млрд руб. и продолжает расти. Не менее активно ведут себя и другие макро-игроки. Для «Альянс-Лизинг» целью номер один на Юге в прошлом году стал прирост лизинговых сделок в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса. Для Северо-Кавказского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» — увеличение доли присутствия и доступности на рынке лизинговых услуг региона. В компании не скрывают, что довольны результатами и готовы активно включиться и в инвестиционные программы субъектов естественных монополий. В ближайших же планах — довести объём нового бизнеса до 1,5 млрд руб.

Государство нам поможет

Эксперты отмечают: важную роль в развитии лизинга в регионе играют так называемые «поддерживающие проекты». «Известно, что многие лизинговые схемы становятся выгодными именно тогда, когда к делу подключается бюджет, — говорит руководитель аналитического центра «Кавказ» Роман Седлаков. — В свою очередь, государство помогает повысить интерес к лизингу, объясняя — эта схема по-настоящему работает, решает конкретные проблемы».

Весомый вклад в «государственное» развитие лизинга вносит Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк). В 2011 году в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса банк направил только в регионы ЮФО ресурсы по лизинговому направлению в размере 1,143 млрд руб., благодаря этому 21 лизинговая компания профинансировала соответствующие проекты более 1500 предприятий. В СКФО поддержку получили 137 малых и средних предприятий через 10 лизинговых компаний, общая сумма составила 238 млн руб.

В 2012 году возможность пользоваться услугами ОАО «МСП Лизинг» — дочерней структуры Банка и оператора госпрограммы финансирования малого и среднего бизнеса на всей территории РФ получил малый и средний бизнес Чечни. Соответствующее соглашение было заключено на уровне правительства республики. И чиновники, и сами чеченские предприниматели считают: лизинг поможет многим бизнесменам избежать соблазнов — когда предприниматели получают на руки «живые» деньги, распорядиться ими с толком получается не всегда.

Ещё одно поле, где лизинг задействован активно, — федеральные проекты. Не так давно Северо-Кавказский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг» профинансировал технику в рамках федерального проекта энергосбережения. По нему ОАО «Северо-Кавказская энергоремонтная компания» (одно из ведущих предприятий, занимающихся строительно-монтажными работами для энергетической отрасли в СКФО) получило в рамках сделки 19 единиц специализированной техники и грузового транспорта отечественных марок КамАЗ и НефАЗ на сумму свыше 41 млн руб. Также «Сбербанк Лизинг» профинансировал приобретение дорожной техники для ремонта федеральной трассы в Республике Северная Осетия – Алания: Моздокское ДРСУ приобрело 3 импортных самосвала грузоподъёмностью более 20 тонн. Сумма сделки составила 8,1 млн руб.

Используют лизинговые схемы и в компаниях, входящих в региональные структуры МРСК. Не так давно в «Волгоградэнерго» был доставлен первый спецавтомобиль — автогидроподъёмник стоимостью более 2 млн руб., лизингодателем выступила компания ЗАО «Энерголизинг». В ближайшие месяцы на энергообъекты ОАО «Волгоградэнерго» будут доставлены ещё несколько единиц специальной автотехники на общую сумму более 13 млн руб.

Ударим автопробегом

Самый быстро растущий сегмент лизинга на Юге России — автомобильный. И в этом смысле Юг — в общих трендах: среди наиболее активно развивающихся сфер лизинга в мире вообще и в России в частности значится именно автолизинг. Конечно, не всё гладко: на Западе этот вид лизинга развивается гораздо стремительнее. Скажем, в Италии 42% предпринимателей используют лизинг авто и лишь 18% — кредит; в Великобритании аналогичное соотношение составляет 43% и 35% в пользу лизинга. В России, выбирая между кредитом и лизингом, не все пока готовы воспользоваться последним, и всё же подвижки налицо: на Юге России активы лизингодателей — лидеров рынка за 2011 год увеличились в ряде случаев в 2,5-3 раза. Важная причина такого интенсивного развития — необходимость обязательного страхования авто. Как известно, в отличие от автокредита, проблема выбора страховой компании при лизинге сводится на нет.

«В случае с автотранспортом лизинг — идеальное решение, — говорит руководитель финансовой группы «ФинансКом» Инна Локтева. — Лизинговая компания заинтересована в том, чтобы выбрать максимально выгодные условия страхования. Причём делает это очень тщательно: например, сотрудничает со страховыми компаниями, предлагающими выгодные условия и максимальное страховое покрытие. Автомобиль во время всего срока лизинга будет находиться в собственности компании-лизингодателя, так что она сделает всё, чтобы страховка была эффективной». «Польза автолизинга ещё и в уменьшении начальных и ежегодных страховых выплат за счёт их распределения на более поздние периоды. Да, за страховку, по сути, платит лизингополучатель, но ежемесячные выплаты пересчитываются с распределением страховой суммы на весь год. Многие предприниматели это хорошо понимают и делают соответствующий выбор», — объясняет аналитик компании «РусьФинансТрейд» Валерий Карпенко.

Активизация спроса не могла не сказаться и на предложении: пользуясь интересом потенциальных клиентов, многие компании, занимающиеся автолизингом, стараются идти им навстречу. «В первую очередь, это касается сроков, — говорит эксперт фонда «Финансовые технологии» Людмила Ланская. — Если ранее в большинстве предложений на южном рынке речь шла о трёхлетнем автолизинге, то сегодня в ряде случаев по ЮФО можно говорить о пяти-, иногда семилетнем вариантах. Что же касается объектов автолизинга, тенденция последних лет ещё более усилилась: все компании отмечают высокий спрос представителей малого и среднего бизнеса на малые коммерческие автомобили тоннажностью до 3 тонн. И этот спрос явно будет только расти».

Лидеры…

Хорошую динамику на Юге России демонстрируют ещё 2 сегмента рынка — лизинг спецтехники и агролизинг. Главной причиной развития первого все эксперты единодушно называют Олимпиаду. Так, например, в Южном дивизионе группы компаний «Интерлизинг» отмечают, что за прошедший год общий объём сделок по приобретению и передаче в лизинг спецтехники на Юге превысил отметку в 50% от общего объёма сделок. В том числе и в рамках строительства олимпийских объектов. В компании «ЛизингСпецСтрой» говорят, что доля «олимпийских» сделок в их портфеле выросла за последний год на 30%. Наиболее востребована строительная техника, в том числе и редкая.

«Иногда клиенту нужна помощь не только в средствах, но и в том, чтобы разобраться, где достать необходимую технику. Например, те же сваевдавливающие установки. Лизинговые компании, как правило, имеют в штате экспертов по технике, могут на практике помочь лизингополучателю и с выбором поставщика, и с определением правильных цен. Очевидно, что банки оказать такую поддержку не могут», — говорит аналитик компании «СтройСервис» Анатолий Крицкий.

Ещё один козырь «строительного» лизинга — выгода. «Важно то, что эта техника очень ликвидна, а значит, авансовые платежи будут, как правило, существенно ниже обычных ставок. Это тоже привлекает компании, занятые на южных стройках», — подчёркивает Людмила Ланская.

Тот факт, что регионы СКФО и ЮФО аграрные, также вносит свой вклад в развитие рынка лизинга спецтехники. Крупные агрохолдинги нуждаются в качественной технике, причём в достаточно большом количестве. Да и небольшие сельскохозяйственные компании, приобретающие импортную технику, всё более разборчиво относятся к условиям оплаты. Главный игрок на рынке — «Росагролизинг» поставляет технику на льготных условиях: отсрочка авансового платежа, гибкий график погашения платежей, возможность оформления госсубсидий, увеличенный срок действия лизингового договора — до 15 лет. В прошлом году компания подписала несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе с администрациями Ставропольского края, Волгоградской области.

Крупные сделки проводят и другие. К примеру, «Сбербанк Лизинг» выступил финансовым партнёром черкесского ООО «Хаммер» при покупке в лизинг 10 единиц сельхозтехники на общую сумму более 50 млн руб. В дальнейшем это крупнейшее сельскохозяйственное предприятие в Карачаево-Черкесской Республике также планирует приобретать новую сельхозтехнику в лизинг.

По прогнозам экспертов, объём сделок будет увеличиваться: учитывая большое количество новых инвестпроектов в сфере АПК, которые заявлены сегодня на Юге России, повышение спроса вполне логично.

…и аутсайдеры

Впрочем, есть среди видов лизинга и те, которые остаются на Юге России мало востребованными. Причём, что называется, по обоюдной «вине» — и лизингодатели не видят выгоду, и получатели не всегда считают сотрудничество полезным. Один из таких примеров — лизинг легкового транспорта для физических лиц. Полгода назад эксперты предрекали ему динамичное развитие, но, похоже, ошиблись.

«На самом деле это очень удобный механизм и может быть очень выгоден тому же заёмщику в сравнении с кредитом, — говорит Людмила Ланская. — Например, в случае с лизингом отсутствует передача права собственности, это удобно людям, обременённым финансовыми обязательствами. Но, тем не менее, даже они не спешат выбирать этот финансовый инструмент».

Осторожничают и сами компании. Их можно понять: в случае работы с физическими клиентами лизингодателю необходимо будет создать эффективную структуру по взысканию дебиторской задолженности и систему изъятия и реализации предметов лизинга, если клиент не выполнит свои обязательства. А это непросто.

Не слишком идут дела на Юге и у лизинга компьютеров и оргтехники. Что касается последнего, соотношение лизинговых сделок с этим оборудованием редко превышает отметки в несколько процентов от общего объёма договоров. Связано это с невысокой, по меркам лизинговых компаний, стоимостью такого оборудования, а значит, и низким уровнем дохода по договорам лизинга. С другой стороны, особенностью компьютерной техники при её передаче в лизинг является быстрое «старение», она сильно теряет свою рыночную стоимость в процессе эксплуатации и становится неликвидной.

Чем сердце успокоится

Несмотря на рост предложения и спроса на лизинг, этот рынок — и общероссийский в целом, и южный в частности — всё ещё далёк от насыщения. И первая проблема, которая мешает развитию, лежит, по мнению экспертов, в плоскости, далёкой от экономики. Оценить преимущества новой услуги мешает… менталитет.

«Мы проводили семинары по лизингу и за рубежом, и в России. С недавнего момента специализируемся на российском Юге, консультируем участников рынка — потенциальных и действующих. И столкнулись с интересным фактом: многим южанам кажется некомфортным сам принцип лизинга, — говорит эксперт Международной группы «Развитие» Илья Лофт. — Например, для европейцев главное не владение автомобилем, а именно пользование им. Это же касается других вещей — техники, оборудования. Многие просто не хотят рассматривать вариант полной собственности — он им просто не интересен и связан с обременениями. Тогда как для большинства опрошенных нами южан принципиально чувствовать себя владельцем. Кредит в этом случае воспринимается проще — это некий долг, в то время когда вещь уже можно считать своей. Лизинг такого ощущения не даёт».

Причиной, сдерживающей развитие лизинга в ЮФО и СКФО, является, по мнению, экспертов и тот факт, что руководители предприятий недостаточно представляют себе преимущества этого финансового инструмента. Так, по результатам опроса независимого социологического центра «ЮГСТАТ», на вопрос «что такое лизинг?» чёткий ответ смогли дать только 30% опрошенных директоров предприятий малого и среднего бизнеса.

Усугубляет ситуацию и стремление многих юридических лиц вести бизнес по «серым схемам». «Сегодня многие фирмы оформляют всю приобретаемую ими технику через свои же лизинговые компании и им же выдают беспроцентный заём на покупку оборудования. Реальный же лизинг — достаточно прозрачная схема. Многие наши клиенты открыто признаются — их это не устраивает», — говорит директор южного подразделения «ФТ-лизинг» Ирина Кордоба.

Впрочем, иногда лизингополучатель недоволен и по вполне понятной причине, тоже тормозящей развитие этого рынка услуг: так, например, не все лизингодатели лояльно относятся к расторжению договора лизинга до истечения установленного в нём срока. «Лизингополучатель не может просто вернуть имущество лизингодателю, даже потеряв все перечисленные ранее платежи, — поясняет Людмила Ланская. — По договору он обязан погасить весь график лизинговых платежей. Многих это пугает, и не зря — в российских условиях бизнеса ситуации бывают разные. Необходима лояльность лизингодателей в этом вопросе, о которой пока не всегда можно говорить».

Что же касается дальнейших прогнозов, эксперты сходятся в едином мнении: в ближайшие годы успешность развития рынка лизинга на юге России будет зависеть от его участников. От того, насколько они будут готовы принять перемены: предприниматели — избавиться от тревог и начать понимать, что лучше надёжность и прозрачность, чем сиюминутная выгода, лизинговые компании — «видеть» индивидуальность каждого клиента.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить