Курс на расширение

Авиакомпания «Грозный Авиа» нацелена на увеличение парка самолётов, развитие маршрутной сети и рост пассажиропотока

автор Марина Яковлева

Аэропорт в Грозном был восстановлен осенью 2006 года, сертификация наземных служб проводилась до февраля 2007-го, а уже к середине лета была зарегистрирована авиакомпания «Грозный Авиа», учредителем которой выступил Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова. Первый коммерческий полёт был выполнен 15 июня 2008 года. Так в Чеченской Республике были возобновлены пассажирские авиаперевозки, отсутствовавшие предыдущие 12 лет. Сегодня авиакомпания «Грозный Авиа» перевозит пассажиров, грузы и почту на внутренних и международных авиалиниях, имея допуск к выполнению полётов в России, странах СНГ, Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Руководит компанией Хасан Салгириев, заслуженный пилот Российской Федерации, «Отличник воздушного транспорта».

 

— Хасан Билалович, с каким парком воздушных судов авиакомпания «Грозный Авиа» начинала работать и каков парк самолётов сейчас?

— Авиакомпания была образована в 2007 году, первый коммерческий полёт был выполнен летом 2008 года. То есть в течение года компания комплектовалась авиаперсоналом, самолётами, проходила процедуры сертификации и лицензирования. Парк воздушных судов тогда состоял из трёх самолётов. 

Сейчас авиапарк «Грозный Авиа» — это уже девять самолётов одного типа — Як-42: пять бортов — собственные, четыре — арендованы в «АТ-Лизинг». Все самолёты оборудованы BRNAV, TCAS, EGPWS, RVSM и имеют допуск на внутрироссийские и международные перевозки. 

— Парк воздушного флота планируете увеличивать?

— Да, такие планы есть: нашему парку из самолётов ЯК-42 сейчас тяжело конкурировать с воздушными судами Boeing или Airbus. Мы заметно проигрываем в экономике — у этих самолётов расходы поменьше.

Вопросы обновления воздушного парка курируют глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и республиканское министерство транспорта. Сейчас рассматривается вариант приобретения Airbus-320. Но мы всё же не оставляем мысли, что наш авиапарк пополнят и отечественные самолёты Sukhoi Superjet 100. Примерно год назад такая возможность обсуждалась, но контракт не был подписан. Мы продолжаем надеяться, что вопрос с Superjet не закрыт навсегда.

Скорее всего, расширение парка самолётов — это уже вопрос следующего года.

— А почему вы отдаёте предпочтение именно Sukhoi Superjet?

— С высоты своего 40-летнего опыта пилота могу уверенно сказать, что отечественные самолёты — самые надёжные. Кстати, это подтверждает и статистика. Известно, что 85% происшествий — это человеческий фактор, 10% — неполадки системы и 5% — форс-мажор. Можно сколько угодно ругать самолёты, но машины не принимают решения — это дело человека. Так что не стоит только на технику пенять, необходимо повышать профессиональный уровень персонала — пилотов, техников и так далее.

— Какова сейчас маршрутная сеть «Грозный Авиа»? Как она менялась в последнее время? Будут ли открываться новые маршруты?

— Я возглавил авиакомпанию в прошлом году. Тогда, конечно, маршрутная сеть была достаточно скромная: выполнялись регулярные рейсы Грозный — Москва, раз в неделю также летали в Стамбул. Плюс разовые чартерные рейсы. 

Нам удалось расширить маршрутную сеть. Подписан договор о базировании «Грозный Авиа» с аэропортом Симферополя, таким образом за нами закреплены две стоянки для воздушных судов Як-42. Кроме того, для нормального функционирования подразделений компании в аэропорту выделены служебные помещения для размещения представительства авиаперевозчика со средствами коммуникации и связи. Техническое обслуживание самолётов авиакомпании «Грозный Авиа» в крымском аэропорту будут осуществлять наши специалисты.

Регулярные рейсы из аэропорта начались в апреле, сейчас мы уже плотно обосновались в Крыму. Три раза в неделю летаем по маршруту Симферополь — Ростов, четыре раза в неделю — по маршруту Симферополь — Белгород, два раза в неделю — в Казань и Ереван. Также есть маршрут Симферополь — Грозный.

— Рейсы востребованы?

— Да. Если сравнить, то раньше мы летали примерно 300 часов в месяц, сейчас — 700. Это очень солидно и мы на этом не собираемся останавливаться. 

— И что планируете?

— Как только решится вопрос с расширением парка самолётов, планируем развивать не только дальние рейсы, но и региональные авиаперевозки. Кстати, эксперты говорят о том, что потенциально пассажиропоток на юге России и Северном Кавказе очень высокий. Так что развитие таких маршрутов достаточно перспективно.

— Возможно, появится рейс Грозный — Ростов-на-Дону… 

— Соглашусь, что рейс востребованный. Как для пассажиров, так и для авиакомпании — ведь у нас там учебный и тренажёрный центр.

Когда-то это был традиционный маршрут, правда, затем летели дальше в Киев или в Санкт-Петербург. Загрузка рейса была очень хорошая. Вот сейчас как раз и стоит задача — возобновить рейсы, повысить эффективность. И мы этим занимаемся. 

— Какие проблемы для развития отечественных авиаперевозок вы бы назвали основными?

— Это такой большой государственный вопрос. Страна у нас большая и быстро преодолеть расстояния возможно только с помощью авиации. Но действующие тарифы существенно сдерживают пассажиропотоки: к сожалению, зарплаты и пенсии чаще всего не позволяют людям воспользоваться этим видом транспорта. Вот, на мой взгляд, высокая стоимость авиаперевозок — одна из проблем, которая сдерживает дальнейшее развитие. Именно из-за этого пришлось закрывать не просто рейсы, а целые аэропорты.

Второй вопрос — это отсутствие каких-либо дотаций. Ведь пассажирские авиаперевозки заведомо убыточны, особенно при «обкатке» новых маршрутов. 

— Кроме авиаперевозок, есть ли какие-то иные направления для дальнейшего развития «Грозный Авиа»?

— Вообще в республике есть потребность в выполнении авиахимработ. Спрос есть, а предложений практически нет. Один наш сотрудник прорабатывает такой проект. 

В Рязани есть производитель небольших четырёхместных многоцелевых самолётов. То есть можно на них и рейсы выполнять, и подготовку пилотов осуществлять, и какие-то виды авиасельхозработ выполнять. Для начала потребуется два-четыре самолёта. Заручились поддержкой министерства транспорта. Есть определённые наработки по финансированию. Так что не исключаем, что появится и будет развиваться вот такое направление.

— Хасан Билалович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с кадрами для авиации? 

— Мы взаимодействуем с российскими училищами. Надо сказать, приходят к нам молодые лётчики — умные, толковые, и наша задача, как говорится, «поставить их на крыло». 

Но вообще вопрос профессиональной подготовки персонала стоит очень остро. Когда-то у нас были отличные среднетехнические и высшие лётные училища. Но сейчас молодёжь не особо стремится в гражданскую авиацию. Например, Краснокутское лётное училище, выпускником которого когда-то был и я, выпускает всего около 100 человек в год. Это совсем мало. Поэтому отечественные авиакомпании приглашают иностранных пилотов. 

Я очень надеюсь, что это пройдёт, что молодые люди вновь пойдут в авиацию, и мы продолжим гордиться новым поколением российских пилотов!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить