Евгений Князев: «Малый бизнес часто предлагает экономически выгодные условия поставки, а также креативный подход к решению задач»

Директор Департамента по организации закупочной деятельности ВЭБа о расширении доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к госзакупкам

 

 

По данным Минэкономразвития России, в настоящее время порядка 50% субъектов малого и среднего предпринимательства сталкиваются с проблемой недостаточного спроса на свою продукцию, несмотря на то, что именно они обладают гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса, быстрее апробируют инновации. Поэтому наряду с финансовой поддержкой органы власти предпринимают меры по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием. Эти меры предусмотрены действующей нормативной базой в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц. Предполагается, что эффективная реализация всех указанных мероприятий позволит в среднесрочной перспективе направлять на поддержку малого и среднего бизнеса не менее 1 трлн руб. ежегодно. О практике применения данных мер в деятельности государственных корпораций и компаний с государственным участием мы поговорили с директором Департамента по организации закупочной деятельности Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Евгением Князевым.

 

 

- Евгений Николаевич, каким образом во Внешэкономбанке сейчас организована система закупок и как реализуются инициативы Минэкономразвития России в части стимулирования участия малого и среднего бизнеса в закупках государственных корпораций?

 

- Проведение закупок является одним из элементов основных бизнес-процессов Внешэкономбанка, обеспечивающих реализацию задач и функций Внешэкономбанка, установленных Федеральным законом «О банке развития». Внешэкономбанк, как и другие государственные корпорации, осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и утвержденным наблюдательным советом Внешэкономбанка Положением о закупке.

 

В наших внутренних нормативных документах четко регламентированы все этапы закупочной деятельности (от определения и обоснования подразделением–инициатором закупки потребности в конкретной продукции и до завершения исполнения договора, заключенного по результатам закупки). Установленный порядок закупочной деятельности направлен на своевременное и эффективное обеспечение потребностей инвестиционных и обеспечивающих подразделений при прохождении формальных процедур.

 

Комплект документов по каждой закупке проходит обязательное согласование с ключевыми подразделениями Внешэкономбанка для обеспечения принятия экономически и юридически обоснованных решений при осуществлении закупок, в том числе на этапах рассмотрения, оценки и сопоставления заявок потенциальных поставщиков продукции. Во Внешэкономбанке приоритет отдается коллегиальным формам обсуждения данных вопросов, сформирована Комиссия по закупкам Внешэкономбанка, в состав которой входят руководители различных подразделений, имеющих при этом дополнительную профессиональную подготовку в сфере закупок, что позволяет обеспечить всестороннее и объективное рассмотрение вопросов.

 

В целях соответствия задачам государственной политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (для Внешэкономбанка в силу его статуса и задач данный вопрос является одним из приоритетных) в нашем Положении о закупке предусмотрен полный комплекс мер по облегчению их доступа к закупкам Внешэкономбанка. Это и возможность выбора ими условий обеспечения заявки на участие в закупке, строго регламентированные сроки заключения договоров и оплаты поставленной ими продукции (включая предоплату до 30%), сокращенный перечень представляемых ими в составе заявки документов, а также возможность использования факторинга.

 

На протяжении последних нескольких лет Внешэкономбанк регулярно проводит закупки, к участию в которых приглашаются только субъекты малого бизнеса. Для сокращения издержке наших поставщиков и снятия процедурных ограничений мы активно используем ресурсы электронной торговой площадки – 99% конкурентных закупок Внешэкономбанка проводятся в электронной форме.

 

- Ощутим ли для вас, как заказчика, эффект от расширения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в осуществляемых Внешэкономбанком закупках?

 

- Безусловно. Продукция, закупаемая Внешэкономбанком для собственных нужд, отличается от того, что традиционно необходимо другим государственным корпорациям (например, Росатому, Ростеху). У нас нет производств, длительных и материалоемких циклов в рамках основной деятельности. Наши закупки в большей мере относятся к сфере услуг, включая специфические – различные виды экспертиз, оценок, маркетинговых, надзорных и иных консультационных услуг, которые требуются для эффективной реализации инвестиционных и экспортных проектов, в которых участвует Внешэкономбанк. Практика показывает, что очень часто субъекты малого и среднего бизнеса предлагают не только экономически выгодные условия поставки продукции, но и весьма креативный, инновационный подход к решению задач.

 

Не следует забывать, что Внешэкономбанком на протяжении многих лет реализуется программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, в рамках которой предпринимателям предоставляется широкий спектр услуг и инструментов для развития. Во Внешэкономбанке мы решили, что широкое привлечение их к нашей закупочной деятельности должно рассматриваться в качестве дополнительного механизма развития малого и среднего бизнеса, являющегося одной из важных функций Внешэкономбанка как института развития.

 

- А каким образом строится политика закупок в группе Внешэкономбанка?

 

- В настоящий момент в Группу Внешэкономбанка входят организации финансового и нефинансового сектора, деятельность которых направлена на реализацию отдельных положений Федерального закона «О банке развития». Каждая из них имеет свою специализацию и направления деятельности. Все российские дочерние хозяйственные общества Внешэкономбанка являются субъектами, на которых распространяется законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц, они имеют свои положения о закупке. По мере необходимости, мы оказываем нашим организациям методологическую, консультационную поддержку. На текущем этапе единообразное отношение к принципам закупочной деятельности обеспечивают наши представители в органах управления данных организаций.

 

В ближайшей перспективе обсуждается возможность внедрения единых подходов (стандартов) к организации закупочной деятельности в Группе ВЭб.. Мы ведем подготовку серии обучающих мероприятий для дочерних организаций Всему свое время!

 

- Правительство РФ в последнее время активно актуализирует законодательство о корпоративных закупках. Как Внешэкономбанк реагирует на произошедшие и ожидаемые в текущем году изменения?

 

- Все изменения, безусловно, учитываем, оперативно принимаем к руководству в работе, корректируем внутреннюю нормативную базу. При этом ожидаем, что поправки к законам и актам Правительства России, регулирующим сферу закупок, будут ориентированы не столько на ужесточение требований к заказчикам, сколько направлены на более четкую регламентацию процесса и повышение эффективности закупок, которая, как известно, не должна выражаться только в снижении стоимости закупаемой продукции. Все проекты Внешэкономбанка уникальны, для наших инвестиционных подразделений качество предлагаемых услуг, опыт и квалификация сотрудников привлекаемых компаний нередко имеют огромное значение. Согласитесь, что участие в многомиллионном проекте поставщиков, обладающих лишь начальными навыками в своей сфере, не всегда лучшее решение, хотя стоимость их услуг может казаться весьма привлекательной.

 

Сфера действия законодательства о закупках охватывает крупнейшие субъекты российской экономики федерального и даже международного уровня. Представляется, что закон не должен создавать избыточные препятствия для их основной деятельности, а наоборот способствовать государственным корпорациям и компаниям с государственным участием эффективно выполнять свои функции, представлять Россию на международном рынке, конкурировать с иностранными компаниями в непростых (подчас неравных) политических и экономических условиях.

 

Актуальные сейчас термины «инновации», «высокотехнологичная продукция», «импортозамещение» Внешэкономбанком тоже понимаются правильно. В тех случаях, когда это не ведет к ограничению конкуренции, мы стараемся привлекать поставщиков российской продукции, отечественных профессионалов. Например, значительная часть используемого Внешэкономбанком IT-обеспечения произведена и поддерживается нашими, российскими субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

- Да, действительно в условиях текущей экономической и политической ситуации Правительство России уделяет особое внимание вопросам внедрения инноваций и импортозамещения, включению отечественной продукции в государственные программы закупок. Внешэкономбанк имеет в планах расширение работы по данным направлениям?

 

- Внешэкономбанк, конечно, не закупает высокотехнологичные станки, фармацевтическую продукцию или медикаменты. Однако, при планировании и осуществлении закупок мы исходим из обозначенных Правительством России приоритетов и поставленных задач. Вот актуальный пример из сферы IT - в этом году во Внешэкономбанке запущена в промышленную эксплуатацию Автоматизированная система управления закупочной деятельностью. Это современный и стопроцентно российский программный продукт, позволивший полностью перейти на электронный документооборот и сократить сроки прохождения внутренних этапов закупочных процедур.

 

Сейчас мы на самой начальной стадии практического использования, но положительный эффект в части сокращения нагрузки сотрудников, снижения издержек, повышения прозрачности и оперативности работы уже заметны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить