Свет рампы помнит их

Экспозиция, посвященная легендарным актрисам кино, театра и эстрады открылась в пятигорском музее имени Лермонтова.

 

Эти великие женщины не нуждаются в особом представлении и перечислении регалий, их имена у всех на слуху, а память о них до сих пор живет благодаря яркой игре на сцене. Личные вещи Аллы Баяновой, Нонны Мордюковой, Риммы Марковой, Людмилы Касаткиной и Татьяны Шмыги – это возможность еще раз понаблюдать за их эстрадной жизнью, заглянуть в закулисье.

 

Мария Гулевская, Наталья Максимова

«Свет рампы помнит образ твой, артист!» - связь литературы с кино и театром ощущается с первых мгновений. Не случайно выставка посвящена Году кино и Международному дню театра. Она столь оригинальна, сколь органична в стенах музея. Немного позже об этом скажет гостья из Нальчика – профессор, доктор филологических наук Наталья Смирнова: «Принято разделять мир искусства и мир артистический, мир сцены и мир закулисья. Сегодня они самым удивительным, деликатным и явственным способом здесь соединились. Эти предметы несут в себе таинство касаний – то, что особенно ценно для музейщиков, литераторов. Литература, музыка, театр, кино, подобно квадриге Наполеона, соединились воедино».

 

Театральную нотку вносят выступления известных нам солистов пятигорского театра оперетты. «Я танцевать хочу», - льется серебряный голос Ирины Комленко. Когда-то песню взволнованной Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» исполняла и неподражаемая королева оперетты Татьяна Шмыга. Своим мимолетным знакомством с ней поделилась директор театра оперетты Светлана Калинская.

 

Между тем, взгляды изумленных посетителей пленят театральные афиши прошлых лет, фотографии героинь выставки, книги с их автографами… За стеклами витрин – слегка пожелтевшие с годами письма, виниловые пластинки, на манекенах – блестящие платья и сценические костюмы, на трюмо – косметика и украшения в шкатулках. Предвкушая прикосновение к прекрасному, слушаем предысторию.

 

По словам директора музея Ирины Сафаровой, идея проекта зародилась год назад при знакомстве с вице-президентом Фонда советской песни «Мелодия», директором Центра возрождения оперетты имени Татьяны Шмыги Сергеем Касьяновым. Так случилось, что много лет назад молодой человек из Нальчика познакомился с легендами театра, кино и эстрады. Он не только знал лично, но работал с каждой из советских артисток. Общие интересы переросли в многолетнюю дружбу. Убедиться в этом несложно – среди экспонатов много тех предметов, которые он получил в дар как ценнейшее наследство народных артисток.

 

Продюсер рассказал, как после окончания университета едва не занялся преподавательством, как однажды судьба свела его с легендой русского романса, блистательной эстрадной певицей Аллой Баяновой. Она пригласила его на недельную поездку в Москву, обернувшуюся для него насыщенной и запоминающейся 20-летней

 

жизнью в столице. Сергей показал и старинный медальон с изображением Николая Угодника, который Алла Николаевна сняла с себя и одела ему на шею. С тех пор образ святого охраняет его – Касьянов надевает его в важные моменты в жизни.

 

Письма и фото зарубежного периода жизни – сорокалетней давности, загранпаспорт, любимые очки, золотистые перчатки, изящный кружевной фартук, запонки, афиша выставки к 100-летию Баяновой «Романсиада века»… Все это для нас – словно аромат ушедшей эпохи. Особое внимание Касьянов обращает на черно-белые фото Аллы Николаевны в рамках. Фотосессия была сделана специально к обложке музыкального диска с песнями ее единственного кумира Александра Вертинского. Она долго сопротивлялась: «Вертинский – король, небожитель, петь его песни нельзя». Касьянову удалось уговорить Баянову на запись диска, а для оформления был выбран образ «а-ля Марлен Дитрих».

 

«Официальный возраст Аллы Николаевны на фото – 94 года, а неофициальная дата ее рождения – 1904 год. Если можете, представьте себе: женщине на этих фото – 104 года», - раскрывает интересный факт Касьянов и указывает на те самые смокинг, рубашку, шляпу и мундштук, которые мы видим на снимках.

 

Идейный вдохновитель выставки откровенничает: всегда признавался в любви Татьяне Шмыге, называл самой красивой артисткой на русской театральной сцене. Ей было приятно, но в силу необыкновенной скромности, она неохотно принимала комплименты.

 

В атмосферу театральной гримерной легко окунуться, посмотревшись в зеркало трюмо. На нем – парик, косметика, шкатулки с украшениями, духи. Среди экспонатов – платье из блестящей ткани, неизменные боа, зонтик, очки (сейчас такие снова в моде), шляпа, бусы, сумочка. Гости вспоминают, что Татьяна Шмыга – не только олицетворение русской оперетты, но и с успехом играла в драматических спектаклях, снималась в кино.

 

Дебют Людмилы Касаткиной мы с вами помним по роли Лены Воронцовой в фильме «Укротительница тигров» - именно тогда актриса завоевала признание критиков и зрителей. Потом были «Укрощение строптивой», «Принцесса цирка», «Большая перемена». Приведена и цитата кинорежиссера Карена Шахназарова о том, что она могла сыграть буквально все – без преувеличения. О том, какие разные роли играла Касаткина, говорят и представленные черно-белые снимки. Более современные фото – уже цветные, в уютной домашней обстановке. Историк моды Александр Васильев любезно предоставил для выставки два платья Людмилы Ивановны из своей коллекции.

 

Продолжая, Сергей Касьянов рассказывает, как впервые был приглашен в дом Риммы Марковой. Великая русская актриса обитала в крошечной квартире, жила в весьма скромных условиях. «Таких актрис называют «королева жанра». Да, ее роли были небольшие, но зачастую без них фильм просто не существовал бы, - уверен продюсер. – Незадолго до своего ухода Римма Васильевна подарила мне ковер ручной работы с ее портретом – на память». На ковре угадываем и Людмилу Гурченко на заднем плане.

 

Очень много сохранилось афиш выступлений, украшения, костюмы и обувь – все это говорит само за себя. Вот в витрине – фотография Любови Орловой с автографом. Указанная чернилами дата совершенно уникальная: «9 мая 1945 года». Фото попало к хранителю в ходе разбора архива Риммы Васильевны.

 

«Все эти экспонаты связаны с историей моей жизни и представлены из моей личной коллекции. На мой взгляд, музей – это живая площадка, которая не только сохраняет, но и продолжает традиции. Это место, куда мы приглашаем зрителя, человека, которого можно увлечь, чтобы дальше он сам узнавал, интересовался и был в постоянном поиске», - как признался Сергей Касьянов, он очень любит Пятигорск и рад, что эту выставку удалось организовать именно здесь.

 

Создать атмосферу минувшего времени помогли коллеги из Краеведческого музея, искусствоведы из Нальчика. Очень уместными оказались здесь и раритеты из частной коллекции жителя поселка Иноземцево Юрия Фатьянова: радиолы, радиоприемники, телевизор. Выставочный проект был организован также при поддержке ФКУ УПРДОР «Кавказ», оказавшем помощь при транспортировке музейных ценностей.

 

Продолжает тему кино и театра — мини-выставка, посвященная 180-летию создания драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» и 75-летию ее экранизации Сергеем Герасимовым. На экране – эпизод из фильма «Молодая гвардия» этого же режиссера, в котором героиня Нонны Мордюковой читает друзьям отрывок из поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Именно в роли Ульяны Громовой, как помнят читатели, она дебютировала в кино. За стеклом витрины – роман Фадеева с автографом великой актрисы. Вот оно – связующее звено между темой основной выставки и лермонтовской темой.

 

В розовом зале музея – театральные эскизы и макеты сцен, редкие фотографии театральных и кинематографических постановок драмы «Маскарад» и романа «Герой нашего времени», кадры из фильмов разных лет. История экранизаций произведений великого классика озвучивает лермонтовскую тему в театре и кино.

 

Музейные коллекции представлены раритетными экспонатами. В запасниках нашелся макет сцены к спектаклю «Маскарад»: выполнена в мастерской театра имени Моссовета, датируется 60-ми годами прошлого века. Старший научный сотрудник музея, руководитель проекта Татьяна Васильева показала театральные эскизы сцен, костюмы художника-сценографа Александра Головина 1917 года, редкие фотографии театральных и кинематографических постановок разных лет драмы «Маскарад» и романа «Герой нашего времени»

 

 

А в планах хранителя экспонатов – передать личные вещи актрис в фонды российских музеев.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить