Кластерный подход

Кластерный подход

Развитию высокотехнологичного сектора промышленности РСО-Алания будет способствовать создание кластера

 

В июле 2015 года вступил в силу Федеральный закон “О промышленной политике”, направленный на регулирование трех основных сфер: государственных программ; госзакупок и специализированных институтов промышленно-инновационного развития. Впрочем, качественных, значимых позитивных изменений в этом направлении пока не происходит. Состояние экономики России по-прежнему характеризуется утратой значительной части национального промышленного потенциала, связанной с устареванием основного капитала, выпадением целых отраслевых «блоков» промпроизводства, нарастающей нехваткой квалифицированных кадров.

    

 

Во времена СССР в Северной Осетии динамично развивался комплекс из 16 предприятий электронной промышленности, радиопромышленности, приборостроения, который был заложен решениями руководства страны в середине 60-х годов. Сеть ПТУ, техникум электронных приборов, вузы, отраслевые институты переподготовки и повышения квалификации обеспечивали предприятия квалифицированными рабочими, инженерными и научными кадрами. В начале 90-х годов прошлого века Осетия уверенно смотрела в свое будущее. Сегодня, к сожалению, от всего этого мало что осталось. Поэтому стратегическая задача реиндустриализации промышленности СКФО на базе передовых технологий и производства, импортозамещения, инноватизации, освоения конкурентоспособной продукции, создания высокотехнологичных рабочих мест – актуальный курс системного реформирования промышленности региона в непростых внешних условиях.

Как показывает практика развития других регионов, наиболее конкурентоспособные взаимосвязанные виды экономической деятель¬ности создаются в рамках кластеров. Базовые признаки и условия формирования промышленного кластера следующие: это сильные конкурентные позиции участников и высокий экспортный потенциал, конкурентные  преимущества территории базирования кластера (в том числе выгодное географическое положение, доступ к сырью, кадровые ресурсы, поставщики материалов, комплектующих и услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, инфраструктура), научно-инновационный потенциал и инновационная активность участников, а также широкий набор резидентов возникновения позитивных синергетических эффектов кластерного взаимодействия.

К настоящему времени эти условия сложились в РСО-Алания в отношении формирования инновационного высокотехнологичного кластера оптофотоэлектронных микро-нанотехнологий продвинутого пятого и новейшего шестого технологических укладов. Это направление как приоритетное включено в Стратегию социально-экономического развития СКФО до 2025 года, а также является одним из 5 направлений кластерного развития, положенных в основу разработанной Стратегии инновационного развития РСО-Алания «Инновационная Осетия – 2025».

Системообразующее предприятие – Владикавказский технологический центр «Баспик» является ведущим в России и в мире разработчиком и изготовителем уникальных изделий электронной техники – микроканальных преобразователей (МКП) для техники ночного видения и разнообразных применений в науке, технике. «Баспик» интегрирует научную, технологическую, производственную, коммерческую и образовательную деятельность, осуществляет полный продуктовый научно-инновационный цикл от НИОКР до производства и рыночного применения. Вся продукция «Баспик» является инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке, соответствует либо выше мирового технического уровня.

Сильные международные позиции основного кластерообразующего предприятия стимулируют расширение внешнеэкономической деятельности обслуживающих его предприятий. По этой причине создание кластера окажет мощное влияние на малый бизнес и позволит практически реализовать систему аутсорсинга. Преимущества, получаемые бизнес-структурами, связаны с существенным понижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, кадров, снижением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации участников кластера. 

В рамках формирования кластера предусмотрена реализация ряда проектов стратегической направленности. Ядром является проект, направленный на решение задачи в области импортозамещения, производства высококачественных оптических материалов и изделий, в том числе волоконно-оптических преобразователей (ВОП), волоконно-оптических световодов,  оптических элементов (линз).  При этом учитывается значительный задел знаний, технологий, кадров, опыта, а также наличие местного высококачественного сырья для производства оптических материалов. Стоимость проекта – 430 млн руб. В результате ожидается полное обеспечение внутреннего рынка ВОП, выход на мировой рынок; укрепление экономики региона за счет создания новых рабочих мест.

Важное значение в реализации проектов кластера имеет привлечение партнеров в соответствии с концепцией тройной спирали, западных фирм, с которыми налажены деловые связи. В качестве необходимого условия предусмотрено углубление и расширение стратегического взаимодействия с учреждениями образования и науки СКФО.

Для решения задач первой фазы масштабного проекта по созданию кластера реализована республиканская целевая инновационная программа «Старт-1» (2010-2014 г.г.), затраты на которую составили порядка 800 млн руб., а объем выпущенной программной  инновационной продукции – 900 млн руб. 

Планируется, что в 2016-2020гг. будет продолжена вторая часть стратегического проекта (программа «Старт-2»). Здесь первостепенное внимание уделяется маркетингу инноваций, инновационному бизнес-проектированию, проектному подходу, прогнозированию-программированию, повышению эффективности научно-инновационных циклов генерации новшеств, их промышленного и рыночного освоения в виде конкурентоспособных инновационных продуктов и технологий. При этом важнейшее значение приобретает системная подготовка компетентных кадров научных работников – разработчиков изделий и технологий, инновационных менеджеров, аналитиков, руководителей и специалистов. 

Для успеха указанной кластерной инициативы необходимы условия. Речь идет об обоснованной промышленной политике в республике с акцентом на ключевые направления развития, реализации основных принципов промышленной политики по отношению к кластерам. Кроме того, большая работа предстоит по подготовке компетентных кадров. Все это потребует четкого взаимодействия власти, науки, образования и бизнеса. Но эти усилия будут оправданы – промышленный потенциал в республике будет реализован не на словах, а на практике.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить